Окно в современную музыку

"прорубил" Московский Ансамбль Современной Музыки 24 апреля

Такое значимое событие в культурной жизни Трехгорного осуществилось благодаря реализации программы «Территория культуры Росатома» и поддержке Министерства культуры РФ.


Как известно, программа направлена на предоставление жителям атомных территорий возможности знакомства с лучшими образцами искусства. Видимо, такую уникальную возможность жители города уже оценили: на концерте Московского Ансамбля большой зал Дворца Культуры «Икар» был полон.


Московский Ансамбль Современной Музыки, который в минувшем году отметил свое 20-летие, объединяет знаменитых московских солистов-виртуозов, чьи имена широко известны в России и за рубежом. Своей задачей коллектив считает популяризацию музыки современных композиторов. На его счету – более 600 мировых и российских премьер, и, хотя МАСМ очень много выступает за рубежом, предметом его особой гордости является обширная география концертной деятельности в российских регионах. Музыканты побывали в 65 городах России, в 40 из них – неоднократно. В рамках нынешнего турне ансамбль уже посетил Лесной, Озерск, Снежинск и Новоуральск. Творчество этого блестящего коллектива часто выходит за рамки академической сцены, ансамбль участвует в интересных театральных и кино-проектах.

Состав Московского Ансамбля достаточно мобилен. В гастролях по городам ЗАТО Урала приняли участие пять его солистов – заслуженный артист России Олег Танцов (кларнет), лауреаты международных конкурсов Михаил Дубов (фортепиано), Михаил Болховитин (скрипка), Андрей Усов (альт) и Алексей Толстов (виолончель).
Вела концерт директор ансамбля музыковед Виктория Коршунова. Слушать современную музыку очень легко, — считает она, — нужно просто освободиться от привычных слуховых ожиданий. Ведь если сегодня люди летают в космос, а не ездят в каретах, то и музыка не может оставаться прежней. Ведущая отметила также то, что для исполнения современной музыки необходим очень высокий уровень исполнительского искусства. И у зрителей была возможность убедиться в том, что музыканты ансамбля в полной мере ему соответствуют.
Программа концерта включала в себя как классику – Дебюсси, Шостаковича, Шнитке, так и произведения наших современников – Виктора Екимовского, Павла Карманова, Игоря Машукова, Алексея Сюмака. Второе отделение концерта, в котором звучали произведения молодых композиторов, было особенно непредсказуемым и впечатляющим, включало в себя элементы перфо́рманса, провокации, электронной музыки, причудливые трансформации музыкальных инструментов.
Восприятию такой непривычной музыки способствовали пояснения Виктории Александровны, интересные благодаря сочетанию ее глубокой компетенции с искренним уважением к зрителю. Просветительский ли талант ведущей, виртуозное мастерство музыкантов или удачно подобранный репертуар концерта тому виной, но в зале в этот вечер действительно что-то произошло. Наверное, для каждого зрителя распахнулось окно в современную музыку – такую, оказывается, созвучную душе, такую неожиданную, волнующую, интересную и яркую. Поэтому хочется присоединиться к словам благодарности в адрес организаторов концерта, сказанным начальником Управления культуры Надеждой Михайловной Кондратьевой, и – надеяться на продолжение! 

Виктория Коршунова, директор Московского Ансамбля Современной Музыки, ведущая программы, ответила на вопросы «Метро».

 Виктория, скажите, пожалуйста, учитывали ли Вы неподготовленность зрителя при составлении программы этого турне?
— Конечно, учитывали! Я не сторонник метода шоковой терапии. И, кроме того, есть такое понятие, как событие и контекст. У нас очень многогранная деятельность, мы часто выступаем на специальных фестивалях современной музыки и там, разумеется, показываем более радикальную музыку. Здесь ведь, как и в науке, ценится новизна, новые технологии. Но мы выступаем не только на концертах современной музыки, но и в филармонии, например. И при составлении любой программы – будь то современная музыка или популярная классика – учитываются вполне определенные принципы. Это в первую очередь принцип контраста, как стилистического, так и инструментального. Сегодня вы видели такой контраст между первым и вторым отделениями концерта. 

-Трехгорный — уже пятый город, который вы посетили в рамках гастролей по городам ЗАТО. Какое впечатление на Вас произвел зритель закрытого города? Есть ли у него какие-то особенности? 

— Мы просто находимся в восторге от публики во всех этих городах! Везде все здорово организовано. И хотя многие организаторы говорят мне о том, что теплое отношение зрителей объясняется тем, что такие концерты проходят редко – это неправда. Поверьте мне, современная музыка так же редко звучит и в Челябинске, и Екатеринбурге, — да везде, кроме Москвы. Мне все-таки хотелось бы отметить контингент людей, которые проживают в ваших городах. Это умный слушатель, интеллектуально развитый и, как мне показалось, с очень хорошим культурным генофондом. Это отмечают все наши музыканты, и у меня нет ощущения, что люди ничего не слышали, мы все делаем впервые, и это воспринимается как нечто экстравагантное. Напротив, здесь мы встречаем вполне адекватную реакцию на то, что делаем. Ведь, поверьте мне, сегодня человеку понять Бетховена с Моцартом гораздо сложнее, чем то, что пишут современные композиторы. Очень часто за внешней красотой привычного слуху звучания теряется глубина философского смысла этих произведений, в то время как современная музыка написана о том, что нас окружает. Так что поверьте – два-три концерта, и… Я сама когда-то начинала!


Комментарии

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
          ____   ___         
_ __ / ___| |_ _| _ __
| '__| | | _ | | | '_ \
| | | |_| | | | | | | |
|_| \____| |___| |_| |_|
Введите код, изображенный в стиле ASCII-арт.